Обучение и наказание

Дорогие учителя, жалующиеся на беспредел учеников и «яжематерей», давайте-ка я расскажу вам о том, что вам забыли объяснить в педвузах.

Общество во многом подобно маятнику. Когда его насильно отклоняют от равновесной позиции, оно, прежде чем успокоиться, долго раскачивается. За примером далеко ходить не нужно: когда в Штатах была отменена расовая сегрегация, негры не стали «просто равными». На значительное время установилась так называемая «положительная дискриминация», когда, к примеру, было совершенно невозможно отказать негру в трудоустройстве, даже если он был полностью некомпетентен: иски от людей с небелой кожей в пользу компаний, а также людей с белой кожей, удовлетворялись почти что не глядя, просто в силу цвета кожи истца. Разумеется, общество от этого быстро взвыло, сообразив, что променяло один расизм на другой, и потащило маятник к середине, но это уже другая история… Сейчас этот маятник там всё ещё покачивается, но ситуация уже не так остра: цвет кожи стал более или менее второстепенным, и его всё меньше учитывают при найме работников или вынесении судебного вердикта. Как и должно быть.

Так вот, весь тот ученический беспредел, который вы наблюдаете, есть результат раскачивания маятника. Вы давали детям подзатыльники и били их линейками по рукам в СССР? Вы унижали их публично в девяностые? Вы устраивали безобразные поборы в двухтысячные? Не говорите, что это не так: о первом мне рассказывало слишком много людей, второе я и куча моих знакомых испытали на себе, третье я многократно наблюдал со стороны. И не говорите, что в этом не участвовали лично вы: общество — маятник медленный, и те белые, которые вынуждены были нанимать на работу негров-тунеядцев, рабовладельцами тоже никогда не были. В стране просто выросло несколько поколений детей, которые вспоминали школу как тюрьму, а учителей — как беспредельщиков, и часть этих детей заняла властные посты, только и всего.

Впрочем, не переживайте так: маятник ещё покачается, и вы, вероятно, успеете отыграться.

А задолбало меня то, что вы вот уже много поколений ничему не способны научить, хоть разрешай вам бить детей линейкой, хоть запрещай обращаться к ним на «ты». Не умеете заинтересовать ученика. Объяснить, зачем нужны знания. Вы способны лишь впихивать знания насильно, через наказания и унижения, а когда у вас отбирают такую возможность, становитесь беспомощными. Посмотрите, как учат детей на «загнивающем Западе». Там старшеклассники роботов собирают, блин. Сами собирают из копеечных компонентов. Им это интересно. Они это делают не из-под палки. Мы же — что я в 90-х, что младший брат моего друга в 2010-е, делали на уроках труда грабли, которые, будучи сделанными, тут же выбрасывались учителем в мусорку. Как вы думаете, сильно ли мы были мотивированы учиться? И в нас ли было дело? Я понимаю: денег нет, финансирования нет, ардуины дорогие… Но не выбрасывать в урну сделанное руками можно было? Или это такой сакральный принцип обучения, чтобы ученики к взрослой жизни в стране привыкали?

Read Full Article

Случайное фото

fotois.jpg

Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции. Но, как говорится, на "профи" надейся, а сам не плошай. Прежде всего, вам придется много думать и критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если вы прислушаетесь к моим словам, возможно, вы сделаете небольшой шажок к профессионализму.