Представленное Минфином обоснование запрета ИП заниматься розничной торговлей пивом надуманное, считают пивовары. «Само по себе декларирование продаж пива — избыточная мера, так как с июля этого года все розничные продавцы вне зависимости от формы собственности должны предоставлять информацию о его обороте в ЕГАИС»,— говорит директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов. Другой участник рынка отмечает, что разработчик законопроекта не представил доказательств, что разница в декларациях об объемах произведенного и реализованного пива является виной именно ИП. «Не представлены также статистические или иные данные о количестве выявленных случаев заключения так называемых фиктивных договоров организаций с ИП»,— добавил собеседник “Ъ”.
Директор по правовым вопросам «САН Инбев» Ораз Дурдыев говорит, что сегодня ИП составляют не менее 37% от общего объема торговых точек, реализующих продукцию компании. В «Балтике» сообщили, что работают примерно со 100 тыс. ИП в сфере розничной торговли пивом. «Если мы хотим им еще раз дать понять, что они зря надеются на возможность малого предпринимательства, то запрет нужно вводить как можно скорее»,— иронизирует вице-президент по корпоративным вопросам «Балтики» Алексей Кедрин. Господин Дурдыев отмечает, что в магазинах, принадлежащих ИП, пиво является одним из высокомаржинальных продуктов в ассортименте, что позволяет сдерживать цены на социально значимые товары: «Запрет на продажу пива серьезно ударит по легальному малому бизнесу»
Наибольший ущерб от запрета Минфина понесут ИП, имеющие в ассортименте своих магазинов только пиво. По оценке одного из участников рынка, в России сегодня около 89 тыс. магазинов так называемого живого пива, 90% из которых записаны на ИП. Владелец сети магазинов по продаже крафтового пива «Главпивмаг» Евгений Федотов полагает, что часть бизнесменов в случае введения запрета на продажу пива уйдет с рынка, часть продолжит работать втемную. «Переоформление собственности с ИП займет много времени и потребует большого количества бумаг, что будет способствовать дополнительным тратам, которые и так выросли после начала работы с ЕГАИС и связанной с этим необходимостью больше платить за услуги бухгалтеров»,— говорит он. Президент Коалиции владельцев малых торговых форматов Владлен Максимов считает, что предложение Минфина негативно скажется не только на малом бизнесе в сфере торговли, но и в сфере производства пива: «Малые пивоварни не могут платить за вход в сетевую розницу, поэтому небольшие магазины для них, по сути, являются одним из немногих каналов продаж»
Как напоминают пивовары, до вступления 1 января 2013 года в силу запрета на продажу пива в ларьках и киосках через этот канал продавалось 20% всей их продукции. В результате общее количество торговых точек, реализующих пиво, с тех пор уже сократилось на 50 тыс