Забытые подвиги спецназа ГРУ: самоубийственная оборона Биркота...

По прибытии в 334-й ООСпН Быков всерьёз взялся за боевую подготовку личного состава. Методы были крайне жёсткими, но сложная обстановка требовала от его работы идеальных результатов. Сослуживцы вспоминали, что у майора напрочь отсутствовало чувство преподавательского такта. В то же время жизнерадостный и оптимистичный лейтенант Якута был его противоположностью. Он легко находил контакт с солдатами и высоко ценил благоприятную обстановку в коллективе. В то же время Якуте уже давелось поработать с Быковым и он прекрасно знал, что «дикий» майор жёсток исключительно потому, что искренне желал, чтобы каждый его солдат вернулся домой живым и невредимым. Таким образом Якута стал связующим звеном между солдатами и командиром. И умело пользовался сложившейся ситуацией – имея в своём распоряжении подготовленных по высшему разряду спецназовцев Якута смог в полной мере раскрыть свой уникальный тактический талант.

Боевая карьера Олега Якуты началась с руководства группой, чьей задачей была зачистка обнаруженных разведкой оружейных складов «душманов». Эти операции неизменно оканчивались успехом и главным фактором такой результативности командиры считали именно талант Якуты. Отмечалось, что лейтенант даже проведение «рядовых» атак всегда тщательно планировал, при этом старался всегда действовать нестандартно, что мешало моджахедам просчитывать действия спецназа.

На этом месте лейтенант и получил свою первую Красную Звезду. В начале декабря 1985 года в высокогорном районе провинции Кунар был обнаружен небольшой укрепрайон моджахедов, состоявший из нескольких лагерей боевиков. Для ликвидации этого укрепрайона были стянуты несколько групп спецназа, которые должны были одновременно ударить по объектам. Среди них была и уже прославленная группа Якуты. Однако в ходе боя выяснилось, что разведка ошиблась, и укрепрайон оказался настоящим сосредоточением банд боевиков. В самом начале одна из групп попала в засаду, боевиков, которые уже готовы были поглумиться над телами советских спецназовцев. Но, услышав по рации призыв о срочной помощи Якута не продолжил уже начавшееся общее отступление, а вместе с соратниками бросился на помощь. Боевики численно многократно превосходили даже две группы спецназа, но Якута со спецназем столь дерзко вклинился в позиции боевиков, что те решили, будто идёт крупная войсковая операция и предпочли отступить. Только спустя какое-то время они поняли, что напала на них горстка бойцов, но было поздно – группа Якуты уже эвакуировалась вместе с ранеными и погибшими солдатами из второй группы. В том скоротечном бою лейтенант сам получил два серьёзных ранения, но до последнего продолжал командовать боем.

После выздоровления командира группу Якуты перепрофилировали – теперь она должна была похищать полевых командиров, иностранных «советников» и других ценных персон. Эта работа далась ему так же легко. Практически каждый боевой выход давал свои результаты и командование в полном объёме получало данные обо всех передвижениях моджахедов в Кунаре и соседних провинциях. В этой роли он отметился тем, что нередко боевики захватывались вообще без боя. За время, проведённое в Афганистане Якута хорошо изучил местные обычаи и легко находил общий язык со своими афганскими коллегами. Благодаря этому местные жители легко шли с ним на контакт и нередко выдавали местных «партизан». За эти заслуги на груди спецназовца засверкала вторая Звезда.

Оценив такой подход к делу, в августе 1986 года командование назначило лейтенанта командиром разведки «Асадабадских егерей». Эта работа была целиком связана с агентурной работой, но, по свидетельствам сослуживцев, Якута всегда пользовался случаем, если подворачивалась возможность лично поучаствовать в боевой операции. И на этом месте Якута выкладывался на все 100%, за что и получил третью Звезду. Но главный подвиг Якуты был ещё впереди.

Ещё весной 1985 года в Нуристане была проведена крупная боевая операция, однако сразу после её окончания район вновь заполонили бандиты. Фактически под контролем афганских правительственных сил оставался только городок Биркот, окрестности же кишели боевиками. По данным разведки, руководил 3 тысячами моджахедов полевой командир Сарвархан. Эта банда контролировала сразу несколько перевалочных пунктов, через которые следовали караваны с оружием. Силы «Асадабадских егерей» должны были эти пункты уничтожить.

Для этого в Биркот под видом афганских беженцев было заброшено пять разводчиков, возглавлял которых Якута. Их задачей было обнаружение банд Сарвархана и в дальнейшем их уничтожение силами спецназа и афганских подразделений из Биркота.

Но так сложилось, что в это же время ЦРУ имело свои планы на Нуристан. Оно планировало ввести с территории Пакистана дополнительные силы моджахедов, после чего местные «власти» провозгласили бы независимость Нуристана и попросили о военной помощи Пакистан. Естественно, что последний бы с радостью согласился, а «мировое сообщество» признало бы новую страну. Таким образом удалось бы сохранить наиболее удобные пути для оружейных караванов. Столицей нового государства планировалось сделать Биркот. Буквально спустя несколько дней после прибытия советских разведчиков в город к нему подступили моджахеды Сарвархана....


Это сообщение отредактировал Эксель - 11.02.2017 - 06:58

Забытые подвиги спецназа ГРУ: самоубийственная оборона Биркота...

Read Full Article

Случайное фото

art8.jpg

Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции. Но, как говорится, на "профи" надейся, а сам не плошай. Прежде всего, вам придется много думать и критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если вы прислушаетесь к моим словам, возможно, вы сделаете небольшой шажок к профессионализму.