Хеикегани – краб с человеческим лицом

В небольшом прибрежном парке неподалеку от моста Канмонкио (Kanmonkyo) в японском городе Шимоносеки (Shimonoseki) стоят две бронзовые статуи самураев, запечатленных во время смертельного боя. Памятник окружают копии старинных пушек и кораблей, и он призван чтить память исторического сражения, произошедшего на этом месте больше 800 лет тому назад.

Упомянутые события произошли в 1185 году. Здесь бились два мощных флота, один из которых принадлежал клану Хейке (Heike), императорской семье Японии, а другой – клану Минамото (Minamoto), боровшемуся за трон. Соперники схлестнулись в битве апрельским утром в небольшой бухте под названием Дан-но-ура (Dan-no-ura). Ожесточенная схватка погубила сотни самурайских жизней, и их тела навеки покрыли дно встревоженного водоема. К концу дня Минамото вышли победителями, а Хейке были покорены, и их 6-летнего императора утопила собственная бабушка, чтобы не позволить врагу добраться до ребенка первым. Минамото Йоритомо (Minamoto Yoritomo) стал первым в истории сёгуном (военным правителем), взошедшим на трон Японии.

Хеикегани – краб с человеческим лицом

Битва при Дан-но-ура породила множество легенд, самая странная из которых связана с крабами. У краба хеикегани очень необычный панцирь – его узор отдаленно напоминает лицо рассерженного самурая. Если верить историям местных жителей, когда воины Хайке были убиты и потонули в море, их души переселились в маленьких крабов, а их яростные лица навсегда запечатлелись на спинах морских обитателей. Именно поэтому этих ракообразных и называют крабами хеикегани или иногда даже крабами-самураями.

Знаменитый американский астроном и писатель Карл Саган (Carl Sagan) однажды отметил, что сходство панциря с человеческим лицом – это результат искусственной селекции. Саган предположил, что японские рыбаки выбрасывали назад в воду любых выловленных крабов, если их панцирь выглядел как лицо самурая, и делали они это в память о павших воинах клана Хейке. Таким образом, ДНК местных крабов, внешне похожих на самурайские лица, была сохранена, а генетическая линия крабов без такого замысловатого узора на панцире постепенно вымерла из-за рыболовного промысла.

Но эта теория не выдерживает серьезной критики по нескольким причинам. Крабы хеикегани слишком маленькие – примерно 4 сантиметра в длину, и поэтому никто их не ел. Рыбаки выбрасывали их за борт не из-за необычного панциря, а из-за их невыгодности. Вдобавок этот вид крабов обитает не только в Японии, но и в других частях света, где никто и знать не знал о легенде про самураев, чтобы почитать именно этот вид ракообразных зверьков.

Панцирные складки, которые так похожи на самурайские лица, - это на самом деле места, где мышцы присоединяются к щитку животного. То есть, в их внешнем виде нет никакой мистики, и все в крабах устроено по природной логике, а не в угоду мифам. Рассерженное лицо воина японцы рассмотрели на спинах крабов по очень простой причине – людям свойственно видеть в самых разных объектах человеческие лица. Этот феномен давно известен науке под названием парейдолия, и такая распространенная зрительная иллюзия объясняется нашей социальной натурой, а не переселением душ.

Хеикегани – краб с человеческим лицом
Фото: Lonmelo/Flickr

Хеикегани – краб с человеческим лицом
Фото: Timothy Takemoto/Flickr

Хеикегани – краб с человеческим лицом
Хеикегани – краб с человеческим лицом
Хеикегани – краб с человеческим лицом
Скульптуры в парке Мимосусогава (Mimosusogawa) города Шимоносеки. Фото: Hidetsugu Tonomura/Flickr

Read Full Article

Случайное фото

art18.jpg

Фотография - настощее искусство. Тонкостей в нем не меньше, чем в живописи или музыке. Подготавливая к публикации ряд статей, посвященных фотографии, я не мог не сказать о композиции. Чувство композиции сродни музыкальному слуху - он либо есть, либо его придется развивать, компенсируя недостаток трудолюбием и опытом. Одни фотографы утверждают, что научиться "эстетическому восприятию" невозможно, другие апеллируют к теории построения композиции. Но, как говорится, на "профи" надейся, а сам не плошай. Прежде всего, вам придется много думать и критически относиться к себе. Только так вы сможете добиться хорошего результата. В отличие от живописи, где для создания картины нужен талант, в нынешней фотографии каждый может почувствовать себя творцом, нажимая на единственную кнопку. Профессиональный фотограф отличается от новичка не только качеством камеры. Творить чудеса можно и с "мыльницей", и, если вы прислушаетесь к моим словам, возможно, вы сделаете небольшой шажок к профессионализму.